Методическая копилка

 

 

Методическая копилка

Каждую школу строят дважды. Сначала – строители, но сразу за ними эстафету подхватывает педагогический коллектив и начинает созидать отношения, содержание жизни и многое другое, что можно было бы назвать педагогической архитектурой школы.

     Мы, педагоги, администрация, гимназисты и их родители совместными усилиями будем строить наш новый дом – гимназическое образование –  в новых условиях – в условиях профильного обучения.

     Фундаментом, основой этого дома станет управление образовательным учреждением, направленное на создание условий и ресурсов для образовательной деятельности гимназии. Управление в гимназии представлено как взаимодействие субъектов образования, где объектом управления является не ученик, а целостная учебная ситуация. Характер управления в нашей гимназии основан на диалоге, взаимодействии между администрацией, педагогическим коллективом, гимназистами и их родителями, т.к. только привлечение к общественно-управленческой деятельности большего числа членов гимназического коллектива может дать желаемый результат.

     Для создания такой гимназии в условиях профилизации необходима коррекция содержания образования и проектирование гимназического стандарта, который будет включать в себя академизм, функциональную грамотность и высокое качество знаний. Учащиеся с помощью ранней профилизации получат возможность обучения по персональным учебным планам и программам, что позволит создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

     Важным условием создания  модели гимназического образования станет индивидуализация обучения, дифференциация учебно-воспитательного процесса, введение многопрофильности  в старшем звене и выделение «гибких потоков» учащихся по следующим направлениям:

·        научно – ориентированное;

·        функционально – деятельностное (ученики, получающие базовые знания с преобладанием прикладных навыков);

·        практико-ориентированное (даёт возможность учащимся получать основные навыки допрофессиональной подготовки).

     Индивидуализация – это средство создания активной обучающей среды, которую сегодня мы реально можем сделать за счёт обеспечения безопасности и здоровья школьников, за счёт обучения по персональным программам, за счёт широкой карты социальных услуг, социального партнёрства и дополнительных платных образовательных услуг.

     В результате этой работы венчать наше здание будет модель гимназического образования в условиях профилизации. Каким будет это здание – «Коммуналкой», «Аварийным домом» или Дворцом науки, Домом творчества – во многом зависит от нас, педагогов гимназии.

     В первом выпуске научно-методического сборника своими мыслями и педагогическими находками делятся учителя нашей гимназии. В статье каждого педагога  появляется общая для нашего коллектива черта – поиск смысла своей работы, неприятие застоя, стремление к постоянному движению вперёд.

 

 

Общественно-активная модель гимназии. Это возможно.

Протасова Ирина Витальевна,

директор МОУ гимназии № 25 города Костромы, к.п.н.

 

Активное включение общественности, в первую очередь родительской, в систему внутришкольного управления — это привнесение элементов гражданского общества в управление современной школой. Юридической основой этого является статья 2 Закона «Об образовании», в которой провозглашен принцип государственно-общественного управления школой, а также статья 35, согласно которой «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления».

Опыт такого диалога и взаимодействия между обществом и школой в истории России уже имел место, так как был период и общинного и земского внимания к школе.

В нашей гимназии первый шаг для организации диалога с местным сообществом родителей был сделан в прошлом учебном году — это День открытых дверей и Открытый доклад директора гимназии. Это системный шаг, который, на наш взгляд, может привести к серьезным и позитивным изменениям в образовательных технологиях, ресурсном обеспечении гимназии, к способам ее защиты и привлечения внимания к ней местного сообщества. Этот шаг можно назвать системным, потому что он неизбежно должен корректировать развитие гимназии как системы.

Вторым шагом, который позволяет административной модели школы постепенно трансформироваться в школу гражданского общества, где реальными управленческими полномочиями обладает обшественность, стали выборы в управляющий совет гимназии.

Понятие «управляющий совет» предложено по аналогии с известным опытом Governing Boards. США система была перестроена следующим образом: руководители школ получили широкие полномочия, позволявшие им определять практически все аспекты возглавляемых учреждений; контроль же над руководителями и влияние на политику школ заинтересованные стороны должны были осуществлять через институт правления школами. Для этого была разработана и принята законодательная база, вследствие которой появились советы школ.

Появление в современных образовательных учреждениях управляющих советов меняет всю систему отношений внутри школы — административных, экономических, личных и т.п. В гимназии при создании подобного совета мы опирались на опыт двадцатилетний деятельности родительского комитета и Попечительского совета, поэтому нововведение появилось не на пустом месте. В прошлом учебном году мы отрабатывали схему и нормативную основу управляющего совета. А в нынешнем — начато обучение членов совета и разрабатываются стратегические задачи развития гимназии. Например, согласование сметы бюджетного финансирования, расходование внебюджетных средств, определение перечня «школьного компонента» БУПа, пути совершенствования материально-технической базы гимназии. По первому опыту деятельности управляющего совета можно судить, что это хорошая поддержка директору в решении непростых вопросов сегодняшнего существования образования.

Управляющие советы нужны тогда, когда осуществляется переход от постатейного к нормативно-подушевому финансированию, когда школа вне зависимости от ее статусности, вносит изменения в содержание образования, стремясь удовлетворить индивидуальные образовательные запросы детей, соответствовать образовательным запросам социума. Для нашей гимназии данная структура особо необходима в связи использованием многоканального финансирования для создания комфортных и безопасных условий пребывания в ней детей. Сегодняшние родители готовы помогать гимназии, быть благотворителями при условии, что они будут знать, на что пошли их средства, какова доля их участия, при условии, что решения принимает не директор, а коллегиальный орган, избранный ими же.

Новая правовая ситуация, возникшая после принятия 122-го Федерального закона, требует, чтобы в делах гимназии принимала оперативное и содержательное соучастие родительская общественность, иначе школа зачахнет в жестких рамках казначейских ограничений.

Следующий шаг в направлении государственно-общественного управления гимназией — это привлечение родителей и друзей гимназии к активному участию в мероприятиях, которые у нас проводятся. Это традиционные праздники: народные гуляния со скоморохами и потешками, спортивные соревнования, туристические слеты и другие. Дети там основные участники, но родители живо интересуются происходящим, сами соревнуются, поют, болеют за свой класс. Участие родителей во всех сферах жизни гимназии очень полезно. У родителей есть разнообразные рычаги воздействия на администрацию, пусть это будут позитивные предложения по улучшению положения дел, а родители доказывают свою состоятельность в качестве общественных управляющих.

Подобные формы взаимодействия привносят в жизнь элементы соуправления гимназией, которая становится зоной повышенного внимания со стороны общественности, внимания конструктивного, а не только выжидательного и критического.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»